Маркировка шин, или какую обувь подобрать своему автомобилю

 

Вы лелеете план покупки новенького «нежно ревущего зверя», или уже стали его счастливым обладателем - и искренне хотите заботиться о своём автомобиле, равно как и о собственной безопасности? Тогда ознакомьтесь со всем нижеизложенным об автопокрышках, - мы поговорим о том, какие шины «утюжат» мировой асфальт, как подобрать подходящие именно вам экземпляры, и научимся расшифровывать замысловатые аббревиатуры и обозначения.

Вы убедитесь: это намного проще, чем язык программирования Паскаль!

Прежде всего: шины – это залог управляемости автомобиля и комфорта водителя и пассажиров. Подбирая шины, необходимо уделить особое внимание их эксплуатационным характеристикам. При расчетах рекомендованного производителем типоразмера шин учитывается стиль и погодно-топографические условия вождения, а так же все технические характеристики автомобиля, начиная с массы и максимальной скорости, и заканчивая динамикой разгона и склонностью к боковым заносам. Рекомендованные производителем автомобиля покрышки при эксплуатации не приводят к таким нежелательным явлениям, как искажения показаний спидометра и счетчика километража. Поэтому не стоит смотреть на «резину» свысока – устанавливая только рекомендованные шины, можно обеспечить автомобилю удобную обувь, шинам нескорый износ, а себе - гарантию безопасности и максимальный комфорт.

Как сориентироваться в пёстрой линейке разнообразных покрышек, представленных на сегодняшний день на авторынке? – Загляните в сервисную книгу автомобиля, или рассмотрите наклейку на кузове: там чаще всего указано несколько подходящих вашему автомобилю типоразмеров. После этого необходимо установить функциональный вид «резины», исходя из времени года, предполагаемого «ареала» езды (в городе, на природе, пересеченной местности и т.д.), и той степени «отдачи» в экстремальных условиях, которую вы ожидаете от автомобиля.

Для начала присмотримся к функциональным особенностям различных покрышек.

Виды шин

Летняя шина

Летняя резина

Или уличные (гоночные) шины, изготавливаются из мягкой резины, которая предназначена для высоких скоростей благодаря увеличению тяги, особенно на поворотах. Летние шины позволяют сохранить контроль управления - как при сухой, так и при влажной погоде благодаря мелкому рисунку протектора с большим количеством водоотводных каналов. Независимо от качества конкретных производителей, быстрый износ остаётся главным недостатком таких шин.
Сликовая шина
Существуют так же гоночные шины без протектора – «слики», или гладкие шины. Однако они подходят лишь для сухих дорог, показывая низкий уровень надёжности в условиях влажности, - поэтому во многих странах их использование на общих дорогах вообще запрещено. Основное их предназначение – энергичная езда (гонки), такие шины обеспечивают максимальное сцепление с дорогой в купе с низким коэффициентом сопротивления на сухой поверхности дорог.
Run Flat шина

Run Flat шины

Или шины, остающиеся рабочими после прокола - это сравнительно недавно разработанный тип шин. Если вы намерены ездить по дорогам плохого качества, характерных отечественной глубинке, или вам предстоит езда в экстремальных условиях, этот тип шин – самое то, что прописал доктор. По крайней мере, вы сможете быть уверены, что доберётесь домой.
Зимняя шипованная шина

Зимняя резина

Оптимизирована для работы автомобиля в холодных условиях. Для их производства используют ещё более мягкую резину, обеспечивающую более надёжное сцепление со снегом и обледенелой дорогой. По причине «нежности» зимних шин они, увы, изнашиваются ещё быстрее, чем летние (речь, конечно, идет о городской эксплуатации, когда на зимних шинах приходится ездить по асфальту). Чтобы захватывать любую ледяную шероховатость, протекторам потребовались уже не водоотводы, а густой узор каналов, и иногда дополнительные шипы, обеспечивающие лучшее сцепление между ледяной поверхностью и резиной. Тут тоже не без сюрприза: шипы приводят к быстрому изнашиванию дорожной поверхности, что заставило многие страны отказаться от такой продукции. Иногда для изготовления зимних шин используют гидрофильньный или экстрапористый каучук, прилипающий к влажной плёнке на ледяной поверхности, но пока эта технология не нашла широкого применения.

На отечественных, а иногда и на заморских зимних шинах еще можно встретить пиктограммы «Горы/Снежинка» - обозначающие принадлежность покрышек для зимней эксплуатации, а на западных покрышках применяют такую маркировку: «M/S», «M+S», «M&S», («Mud and Snow» - «Грязь и Снег»).
Всесезонная шина

Всесезонные шины

Это комбинированные шины, применяемые на сухих и влажных дорогах, а так же на зимних дорогах. Это как шампунь, кондиционер и средство для мытья окон в одном флаконе – чрезмерная универсальность неизбежно ведёт к потере качества и наиболее ценных баллов безопасности. Приобретая всесезонные шины, вы столкнётесь с «эффектом ёлочки» - зимой и летом всегда одним цветом, и расслабиться такие покрышки вам не дадут ни в дождь, ни в метель, ни даже на сухом асфальте. Правда, всё это не мешает западным странам останавливать выбор именно на них (глядя в сурово-неподкупные глаза статистики, вспомним и о том, что речь идёт, по большому счёту, о городских жителях, перемещающихся ежедневно по траектории «дом-офис-паб», не требующей особых нагрузок от персонального транспорта и навыком экстремальной езды).

Маркировка всесезонных шин следующая: M+S, M*S, и т.д. (как и у зимней резины).
Вездеходная шина

Вездеходные шины

Чаще всего используются на грузовиках, тракторах и джипах-внедорожниках. Они обладают жесткими боковыми стенами для большего сопротивления проколам, а шаг протектора обладает широким интервалом, чтобы как можно быстрее удалять грязь. Эта категория шин разработана для любых дорог с любым типом покрытия и при любых погодных условиях. Однако стоит помнить, что езда по городскому асфальту на таких шинах не доставит удовольствия.
Шины для грязи

Шины для грязи

По своей сути - одна из разновидностей вездеходной шины, но на порядок шире своих аналогов, способны захватывать грязь посредством широкого и неглубокого рельефа протектора с большим шагом, позволяющим грязи быстро очищаться с поверхности шины при движении. Дополнительная ширина распределяет вес транспортного средства по большей контактной площади, препятствуя погружению колёс слишком глубоко в грязь. Однако они не подходят для ровных и гладких дорожных покрытий шоссе, поскольку эксплуатация изготовленных из твердых негибких резиновых составов шин часто приводит к прокалыванию. Маркировка шин для грязи аналогична зимним шинам.

 

Маркировка шин

Теперь – немного о самой маркировке шин, значительно усложнившейся за последние годы, и где вообще её найти на шине. Автомобильные покрышки маркируются алфавитно-цифровым кодом, который определяет их размеры и ключевые характеристики, такие как индикаторы нагрузки и скорости, показатели температурного сопротивления, тяги и т.п. - к которым мы ещё вернёмся. По стандарту они обозначаются на борту шины (внешнем и/или внутреннем).
 

 

Итак, что же мы можем увидеть на автомобильных шинах:
1 - Модель (имя) шины
2 - Код транспортного средства:

«P» - для пассажирских транспортных средств
«LT» - для легких грузовиков
«С» - трейлер
«T» - для временного использования
3 - Ширина шины от борта до борта (в миллиметрах)
4 - Процентное отношение высоты борта к полной ширине шины, например: 195/55, Если это обозначение отсутствует, автоматически его приравнивают к 82%, а если число является большим, чем 200 – перед нами диаметр всей шины (в миллиметрах)
5 - «R» - радиальная шина (т.е. с радиальным кордом), часто эту маркировку путают с радиусом шины
6 - Диаметр предназначенного для шины диска (в дюймах). На грузовиках после этой цифры можно встретить код диапазона нагрузки
7 - Индексы нагрузки и скорости
8 - Идентификационный номер DOT в стандартах США - определяет компанию и фабрику, почву, партию, и дату производства (2 цифры для недели года плюс 2 цифры для года; или 2 цифры для недели года плюс 1 цифра для года для шин, сделанных до 2000-го года)
9 - «M&S» («Mud & Snow») - Грязь и Снег
10 - Материал корда и композиция резины
11 – Производитель
12 - Максимальный индекс нагрузки
13 - Код тяги, протектора, температурного сопротивления
14 - Максимальное давление шины (наддув)

Дополнительные обозначения шин:

M*S (M+S, M/S) - на зимних шинах, в конце вышеупомянутой маркировки может стоять буква «Е» - шипованная резина
E4 - шина, сертифицированная согласно ECE-инструкциям, (число указывает страну одобрения)
шестизначный код сертификации шины
TL (Tubeless) - бескамерная шина
TT (Tubetype) - камерная шина
C - шины для легких грузовиков
B - шины для мотоциклов
SFI («side facing inwards») – внутренняя сторона асимметричной шины
SFO («side facing outwards») – внешняя сторона асимметричной шины
TWI (Tire wear index) - индикатор профиля шины, который показывает, когда шина стерта и должна быть заменена
SL («standard load» - стандартная нагрузка) - шины для обычного повседневного использования и нагрузки
XL («extra load» - сверхнагрузка) – шины предназначенные для большой нагрузки
RF («Reinforced tires») - укрепленные шины, предназначенные для особо сильных нагрузок (автобусы, грузовики)
Стрелки («Rotation») - некоторые типы протекторов шин разработаны так, чтобы давать лучший эффект, когда шина крутится в определенном направлении (по часовой стрелке или против часовой стрелки). Это указание важно соблюдать для адекватного динамического поведения шин.

Рассмотрим два важнейших цифровых обозначения на автомобильных покрышках - индекс нагрузки и индекс скорости.

Индекс нагрузки

Индекс нагрузки автомобильных шин

 
Это условное цифровое обозначение предельно допустимой нагрузки на колесо, которую способна выдержать шина при движении на максимально допустимой скорости.

Таблица обозначений индекса нагрузки

 Код 
 Фунты 
 Килограммы 
 71  761  345
 72  783  355
 73  805  365
 74  827  375
 75  853  387
 76  882  400
 77  908  412
 78  937  425
 79  963  437
 80  992  450
 81  1019  462
 82  1047  475
 83  1074  487
 84  1102  500
 85  1135  515
 86  1168  530
 87  1201  545
 88  1235  560
 89  1279  580
 90  1323  600
 91  1356  615
 92  1389  630
 93  1433  650
 94  1477  670
 95  1521  690
 96  1565  710
 97  1609  730
 98  1653  750
 99  1709  775
 100  1764  800
 101  1819  825
 102  1874  850
 103  1929  875
 104  1984  900
 105  2039  925
 106  2094  950
 107  2149  975
 108  2205  1000
 109  2271  1030
 110  2337  1060

Индекс скорости

Показывает максимальную расчетную скорость шины (в км/ч), с которой может двигаться автомобиль с максимально допустимой загрузкой. Наиболее часто встречающиеся индексы – Q (160км/ч), Т (190км/ч), Н (210км/ч), V (240км/ч), W (270км.)

Таблица обозначений индекса скорости

 код  км/ч  миль/час
 N  150  93
 Q  160  99
 R  170  105
 S  180  112
 T  190  118
 U  200  124
 H  210  130
 V  240  149
 W  270  167
 Y  300  186
 ZR  более, чем 240  более, чем 149

 

Для наглядности, графическое изображение обозначений индекса скорости шин:

 

Индекс скорости шин

 

Частоиспользуемая маркировка шин

На шинах широкого применения, чтобы не иметь дело с таким большим количеством второстепенной информации, для маркировки геометрических данных используют сокращенную форму маркирования шины.

В примере - 195/55 R16 Q - кодировка обозначает:
195 - ширина шины по самым отдалённым точкам (195 мм)
55 - высота борта (процент от ширины шины) - 55% от ширины (107 мм)
R - радиальная
16 - шина соответствует колесам 16-дюймового диаметра
Q - индекс скорости (см. таблицу выше), в данном случае 160 км/ч

В Японии чаще используется такой вариант рассматриваемого примера: 195/620 R16, где 620 мм – полный диаметр шины (дважды добавленная высота шины 2x107 мм). Как быстро отличить западную маркировку от той, что принята в стране восходящего солнца? - Если второе число больше чем 200, перед нами «восточный» экземпляр.

 Источник: Renault Story

 

TPL_BEEZ2_ADDITIONAL_INFORMATION